Лесные дороги: как решается проблема

Одной из актуальных проблем ведения лесного хозяйства остается недостаточность транспортной инфраструктуры — лесных дорог, необходимых для подъезда к делянкам и вывоза древесины. В том числе из-за нехватки путей значительная часть расчетной лесосеки в стране не используется.

Ассоциация «Русский лес» неоднократно поднимала вопрос строительства лесных дорог и предлагала пути решения. Совершенствование правового регулирования этой сферы нашло отражение в перечне поручений Президента России по итогам совещания о развитии лесопромышленного комплекса в феврале 2023 года.

В конце 2023 года «ОПОРА РОССИИ» и ассоциация «Русский лес» подготовили предложения по доработке проекта ФЗ № 501213-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ», регулирующего создание лесных дорог на землях лесного фонда. Проект закона прошел первое чтение в Государственной думе, сейчас активно вырабатываются соответствующие поправки.

• Первое предложение — о том, как создавать лесные дороги. В настоящее время их строительство возможно исключительно в границах арендованного лесного участка, и лесопользователи были вынуждены оформлять подъездные пути как линейные объекты — автомобильные дороги. На этой неделе состоялось рабочее совещание профильного комитета в Госдуме, во время которого Рослесхоз подтвердил, что данный вопрос будет урегулирован.

• Второе предложение касается рубки насаждений при строительстве лесных дорог в защитных лесах и на особо защитных участках. По этому вопросу готовятся соответствующие формулировки, которые в ближайшее время будут предложены для согласования с экспертным сообществом.

• И третий момент — предоставление возможности создавать лесные дороги субъектам МСП, которые занимаются заготовкой древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Предложение было поддержано Госдумой, Советом Федерации и Рослесхозом.